Дети с ОВЗ

дети с овз.jpg

   ОВЗ - ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологическом.   Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.

категории детей с овз.jpg

Дети с ОВЗ, их виды, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от нарушения или существенно уменьшить его влияние.

Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения.
Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:
    1. Психологическая безопасность.
    2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям.
    3. Единство совместной деятельности.
    4. Мотивирование ребенка к образовательному процессу.
 Начальный этап образования в ДОУ включает в себя сотрудничество с воспитателями и специалистами, повышенный интерес к выполнению разных заданий.

 Родителям следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями.

 В трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта:
1. оставить все как есть, или что-то изменить;
2. изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить обстоятельства, в которых возникла проблема;
3. если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к обстоятельствам, то есть принять их: как необходимую данность; как урок, который необходимо пройти; как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей; как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.

img3.jpg

Если в семье "Особенный ребенок" (рекомендации родителям)

Рекомендации для родителей детей с ОВЗ

Появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье, в большинстве случаев, изменяет весь ее уклад, особенно психологический климат. Все члены семьи находятся в состоянии стресса. На протяжении первых лет жизни этот стресс не уменьшается, а в ряде случаев нарастает. Возникают неровные, а часто и конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Семья такого ребенка часто находится в изоляции, так как родители обычно ограничивают общение со своими друзьями, родственниками и целиком замыкаются на своем горе, либо «стесняются» дефекта развития. Это одна из ошибок.

Родителям следует стремиться к сохранению прежнего уклада семьи и дружеских отношений с близкими и знакомыми.

Ни в коем случае, родителям не следует отгораживаться от окружающей жизни, стесняться своего ребенка. В противном случае хроническая стрессовая ситуация нарастает, у матери возникает повышенная раздражительность, постоянное ощущение внутреннего беспокойства, нарушается сон, аппетит, появляются головные боли и другие отклонения в состоянии ее здоровья, особенно часто развивается невротическое состояние. Находясь  в болезненном состоянии, мать мало чем может помочь своему малышу.  Её тревога, беспокойство передаются ребенку, и у него не формируется естественное чувство безопасности, защищенности при взаимодействии с окружающим миром. Это еще больше нарушает его психическое развитие. У малыша могут возникать вторичные эмоциональные и поведенческие нарушения.

Воспитывая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, родителям следует помнить, что их полное самоотречение ради малыша не только не полезно ему, а в большинстве случаев и вредно. Ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.

Появление ребенка с ограниченными возможностями в семье, как правило, видоизменяет взаимоотношения супругов. В тех случаях, когда еще до рождения ребенка взаимоотношения не были гармоничными, появление больного ребенка усиливает и проявляет скрытый до поры внутренний конфликт между ними. Вместе с тем имеются семьи, в которых ребенок укрепляет взаимоотношения между родителями. Родителей объединяют и сближают общие задачи и проблемы его воспитания и лечения.

Наблюдения показывают, что отношения между супругами в благополучных семьях во многом зависят от эмоционального состояния матери. Ее аффективная напряженность, возникающая при рождении больного ребенка, оказывает неблагоприятное влияние не только на супружеские отношения, но, как мы уже отмечали, прежде всего, на своего малыша.

Совсем иная обстановка складывается в семье, если мать находит в себе силы и сохраняет душевное равновесие. Такая мать становится активным помощником своему малышу. Она старается как можно лучше понять его проблемы, чутко прислушивается к советам специалистов, воспитывает в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание, ведет дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник помогает матери: успокаивает ее, способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.

Несмотря на то, что и эта мать полностью предана своему ребенку, она не забывает о домашнем уюте, проблемах мужа, оставаясь не только любящей женой, но и его советчиком и другом, старается расширить свой кругозор, следит за внешностью, оставаясь привлекательной и интересной не только для мужа, но и для окружающих.

При такой ситуации создается наиболее благоприятная атмосфера для помощи больному ребенку.

Немаловажное значение в семье, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, имеет поведение отца и других членов семьи. От поведения отца во многом зависит эмоциональное состояние матери, ее душевное равновесие. Если отец проявляет выдержку, разум, благородство, терпение, оказывает постоянную моральную поддержку жене и помощь в воспитании ребенка, семейные отношения укрепляются, и более успешно проводится вся лечебно-коррекционная работа.

Если в семье проживает бабушка, особенно по линии матери, она в ряде случаев большую часть заботы о больном ребенке берет на себя, вытесняя дочь из ее материнской роли. Бабушка все силы отдает внуку или внучке, относясь к ним, как к своему ребенку. Дочь же в этой ситуации может вытеснять отца. В этих случаях отец постепенно все более отдаляется от воспитания своего малыша, он все меньше начинает принимать участие в жизни семьи. Такие семьи также часто распадаются.

Таким образом, нормализация внутрисемейных отношений является основой успеха лечебно-коррекционной работы с ребенком, отстающим в развитии.

После того как ребенку поставлен диагноз, особенно если это тяжелое наследственное заболевание или грубое повреждение мозга во внутриутробном периоде или в момент родов, перед семьей встают вопросы: Что будет дальше? Сможет ли ребенок ходить, говорить, учиться в школе?..

Для выбора решения родители должны быть реально ориентированы в возможностях дальнейшего развития своего ребенка. Следует сразу же отметить, что диагноз заболевания не всегда определяет прогноз дальнейшего развития, так как каждое заболевание нервной системы может проявляться в различных формах, иметь разную степень тяжести и обусловливать как тяжелые, так и слабо выраженные отклонения в развитии.

Большую моральную поддержку и взаимопомощь могут оказать семьи детей с ОВЗ друг другу. Помните: помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе.

Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов

Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее. 

1.Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

2.Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. 

3.Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.

4.Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни. 

5.Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.

6.Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию

7.Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами. 

8.Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.

9.Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.

10. Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.

11. Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.

12. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений. 

13. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

14. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!

15. Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.

16. Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание. 

17. Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.

18. Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

19. Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут. 

20. Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.

21. Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Искусство общения с ребенком

Памятка для родителей 

«Искусство общения с ребенком. 

10 золотых правил по Ю.Б. Гиппенрейтер» 

Правило 1. Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т. д., а просто так, просто за то, что он есть! 

Потребность в любви, в нужности другому - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка. 

Правило 2. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом и не его чувствами. 

         Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. 

Правило 3. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его. 

         Обращаться к ребенку желательно с положительными высказываниями (радостное приветствие, одобрение, поддержка и т. д.), обнимать его не менее четырех раз в день. Обычное утреннее приветствие и поцелуй на ночь - не считаются! 

Правило 4. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!». 

         Помните, что есть круг дел, с которыми ваш ребенок может справиться самостоятельно, хотя и не всегда совершенно. Если в деятельности ребенка вы заметили 2-3 ошибки, которые показались вам особенно досадными, то найдите спокойное время и подходящий тон, чтобы поговорить с ребенком о них. 

Правило 5. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. 

         В каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга - дела, доступные для него только при участии взрослого или же недоступные вообще. Помните, что завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делает с мамой, папой. «Зона дел вместе» - это «золотой» запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. 

Правило 6. Возьмите на себя только то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, остальное предоставьте делать ему. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему. 

         Если у вашего ребенка что-то получается не очень хорошо, предложите ему свою помощь. Посмотрите на его реакцию: если он проявит готовность, займитесь с ним вместе. Внимательно следите за моментами, когда можно ослабить ваше участие, но не делайте этого слишком рано или резко. Обязательно отметьте первые, даже небольшие самостоятельные успехи ребенка, поздравьте его, а заодно и себя! Помните, что время, проведенное ребенком вместе с вами, должно быть для него положительно окрашено. 

Правило 7. Личность и способность ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. 

         «Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить» - гласит народная пословица. Можно заставить ребенка механически заучивать «уроки», но такая «наука» осядет в его голове мертвым грузом. Присмотритесь, чем больше всего увлекается ваш ребенок, Помните: это для него важно и интересно! К его увлечениям стоит относиться с уважением. 

Правило 8. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. 

         В этом правиле речь идет о снятии с себя мелочной заботы, затянувшейся опеки, которая просто мешает вашему сыну или дочери взрослеть. 

Правило 9. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным. 

Правило 10. Активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив, «назвав» по имени его чувство или переживание. 

         Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать. 

Рекомендации для родителей по организации игрового образовательного пространства в домашней обстановке

Будущее ребенка во многом зависит от воспитания в семье. Поэтому родители должны серьёзно подойти к созданию развивающей предметной среды дома. Семьи живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка дома. Но тем не менее, желательно, постараться по максимуму создать такую обстановку, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии.

Предметно-пространственная среда обеспечивает разные виды активности дошкольника (речевую, игровую, умственную и т. п.). Ребенок должен осваивать все пространство квартиры: действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне.

У него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизических особенностей и возможностей. Для ребенка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности. Вместе с тем нужно прилагать все силы, чтобы окружающая ребенка обстановка не причиняла ему вреда. В помещении должно быть светло.

Как и во что играют наши дети дома? От чего это зависит? Хорошо, когда позволяют жилищные условия и у малыша есть отдельная комната. Но если отдельной комнаты нет, нужен отдельный игровой уголок для ребенка - место, где он сможет играть или заниматься какой- либо деятельностью.

В игровом уголке ребенка должен находиться:

- детский стол с гладкой поверхностью без рисунков размером 50 на 70 см, а также детский стульчик.

Обязательные элементы игрового уголка:

- открытый низкий стеллаж или этажерка из 2х -3х полок, доступных по высоте руке малыша,

- несколько больших пластиковых или картонных емкостей (контейнеров) для игрового материала.

Желательно предусмотреть в этом месте коврик 70 на 70 см, где ребенок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков и оставить её там на какое-то время без помех для окружающих.

Оформленный таким образом игровой уголок занимает немного места и при этом позволяет сконцентрировать материал для детских занятий. Ребенок получает личное пространство и личные вещи, которыми он свободно распоряжается сам (это важно для развития самостоятельности и личностной зрелости, а взрослый освобождается от лишних хлопот (доставать игрушки с недоступных для ребенка "высот" или извлекать из "глубин" шкафов). В игровом уголке ребенок вправе и разбросать игрушки, и навести порядок.

Итак, пространство игрового уголка обозначено. Чем его наполнить?

В игровой зоне желательно иметь игрушки и материалы для различных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной.

Для игровойдеятельности необходимы:

а) сюжетные игры и игрушки:

- игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей);

- игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы);

- различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков);

б) игры с правилами:

- мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т. п. - на физическую компетенцию;

- детское домино (с картинками, шашки, шахматы, нарды и т. п. - на умственную компетенцию;

- настольные игры типа "гусек" и "лото" - на удачу (шансовые).

Для развития познавательно-исследовательской деятельности необходимы дидактические (обучающие) или развивающие игры и игрушки.

К ним относятся:

- пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные игрушки, головоломки и др.;

- настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к классификации и обобщению (разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов);

- материалы для простейшего экспериментирования (металлические, деревянные, безопасные стеклянные и другие предметы, позволяющие ребенку познакомиться со свойствами материалов предметов, узнать, что тонет, что плавает и т. д.).

Эта деятельность в целях безопасности ребенка должна осуществляться только со взрослыми людьми.

Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов.

Развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться. Игрушки, которые перестали быть интересными для ребенка, могут на время убираться и при необходимости вновь вноситься в игровую зону.

Игрушки и материалы должны храниться в определенном месте. Необходимо приучить ребенка убирать их на свои места после игр.

В игровой зоне не должно быть захламленности, избытка игрушек и материалов. Как же быть, когда накапливается слишком много ненужного? Время от времени стоит вместе с ребенком заняться расчисткой игрового уголка. Старые изношенные игрушки выбросить, что-то отнести в детский сад, раздарить, отвезти на дачу. Однако надо иметь в виду, что дети - большие собственники и с неохотой расстаются даже с не особенно любимыми игрушками. Поэтому к расчистке следует отнестись деликатно и поначалу, может быть, просто собрать часть игрушек и отправить на антресоли, чтобы они, по крайней мере, не загромождали пространство и не создавали мешающий сосредоточиться калейдоскоп.

Все эти рекомендации годятся для любого игрового уголка, независимо от того, встраивается ли он в общую комнату или размещается в отдельной "детской". Главное, надо помнить, что игровой уголок - личное пространство ребенка, которым он владеет полностью. Это пространство его свободы, его самореализации.



Волгоград 2008-2024

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ